Как выразить физическую величину в других единицах
Борис Дмитриевич
Курыкин, г. Волгоград
Высказать свое
мнение по этой статье вы можете написав
письмо автору.
[к списку статей]
Одной из трудностей при решении задач по физике является представление величины
в необходимых единицах. Возможны различные приёмы «перевода» величины из одних
единиц в другие.
Самый простой рассмотрим на примере.
Скорость 72 км/ч необходимо представить в «метрах в секунду».
1 км = 10 3 м, а 1 ч = 3,6·10
3 с. Далее поступим так:
Сложнее обстоит дело, если скорость дана в «м/с», а её надо
выразить в «км/ч». Например, скорость 10 м/с надо представить в «километрах в
час». Если пользоваться приёмом, показанным ранее, то необходимо вспомнить, что
1 м = 10 – 3 км, 1 с = 1/ (3,6·10
3) ч.
Далее следует:
Согласитесь, эта
процедура более сложная, чем предыдущая.
Ещё пример.
Давление в 2660 Па необходимо представить в «мм рт.ст.»
Известно, что 1 мм рт.ст. = 133 Па. В соответствии со смыслом, необходимо 2660 Па разделить на 133 Па.
Получится 20, но без наименования. А где же «мм рт.ст.»? Приходится приписывать
его «просто так», по смыслу.
Чтобы при переводе из одних единиц в другие правильно получалось не
только числовое значение, но и единица величины, можно воспользоваться
«переводным коэффициентом».
Переводной коэффициент показывает, сколько одних единиц данной величины
содержится в другой единице той же величины.
В приведённом примере переводной коэффициент выглядит так:
Действительно: 133 паскаля содержится в 1 мм рт.ст.
Теперь при переводе получится не только числовое значение
величины, но и наименование её единицы:
Примеры других переводных коэффициентов: 10 3
м/км; 10 4 см2/м2; 10 3 дм3/м3;
3,6·10 3
с/ч;
10 3 л/м3 (соотношение литра и
кубического метра часто ставит в тупик даже студентов).
1,38·10
– 23 Дж/К - знаменитая постоянная Больцмана – не что иное, как
переводной коэффициент между двумя единицами энергии (или температуры) –
«джоулем» и «кельвиным»; и это ни у кого не вызывает недоумения, а вот 10
– 3 м/мм выглядит непривычно.
На одном из зачётных
занятий в бывшем Политехническом институте я спросил у студента: «Сколько метров
в миллиметре?». Он взглянул на меня подозрительно
и уверенно ответил: «Ни одного!». Ему было невдомёк, что в одном
миллиметре 10 – 3
метра.
Использование переводных коэффициентов позволяет
не докапываться до смысла. Можно
просто либо умножать переводимую величину на именованный переводной коэффициент,
либо делить так, чтобы сократились «ненужные»
наименования, и получилось «нужное».
Если при переводе скорости 72 км/ч мы случайно поделим на 10 3 м/км и
помножим
на 3,6·10 3 с/ч (такое бывает), «километры» и «часы»
не сократятся
и «метр в секунду» не получится. Что
будет сигналом об ошибке.
Литература:
1. Как решать задачи по физике: Методические рекомендации для слушателей
подготовительных курсов. –Волгоград: Издание Волгоградского политехнического
института, 1984.
2.
Орир Дж. Физика: Пер.с англ.-М: Мир, 1981, с.15.
Б.Д.К.
27 октября 2006
[к списку статей]
|